Пособия по профилактики плоскостопия

Методы профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Современные дети проводят много времени в неподвижном состоянии за компьютерами, телефонами и прочими девайсами, забывая об активных играх. Такой образ жизни приводит к развитию многих заболеваний, среди которых не последнее место занимает плоскостопие.

Первое серьезное профилактическое обследование ребёнка в нашей стране начинают проводить только в 7 лет, при поступлении в школу, несмотря на то, что проблема здоровья стоп может проявиться и гораздо раньше. Большинство родителей не замечает этих изменений, не знают о последствиях.

Плоскостопие – это одно из самых распространённых и тяжело излечимых заболеваний современных детей. Оно характеризуется изменением продольного, поперечного сводов из-за слабости связочного и мышечного аппаратов.

Разновидности плоскостопия

В зависимости от причины развития заболевания плоскостопие бывает врождённое и приобретённое.

Врождённая патология чаще всего диагностируется у детей до года и может быть исправлена посредством вправления костей. В самых сложных случаях врачи могут рекомендовать оперативное вмешательство. Однако это случается крайне редко, так как наркоз не рекомендуется применять для детей до года.

Приобретённое плоскостопие у детей от года и до 13 лет разделяется на 4 вида: травматическое, паралитическое, рахитическое, статическое.

Травматическая патология развивается из-за наличия механических повреждений костей (связок, мышц). Для предотвращения развития патологии после заживления врачи изначально рекомендуют пройти лечебный массаж.

Паралитическая патология развивается из-за наличия ряда тяжёлых заболеваний, а именно: полиомиелит, инсульт, черепно-мозговая травма. Причиной заболевания такого вида является паралич мышечных тканей стопы.

Рахитическая патология образуется из-за перенесённого рахита, который спровоцировал отклонения в развитии естественного формирования костей.

Статическая патология является наиболее распространённым видом заболевания, которая развивается из-за слабости мышечной ткани, связок. Поэтому лечебный массаж является основой комплекса профилактических мер. Причины развития такой формы заболевания могут быть разные, а именно:

  • Избыточный вес. Перекармливание ребёнка до года может стать одной из основных причин развития плоскостопия. Большая нагрузка на неокрепшие кости приводит к деформации сводов.
  • Наследственный фактор. Если один из родителей страдает от плоскостопия, то вероятность формирования патологии у ребенка возрастает в разы. Поэтому для исключения заболевания необходимо самостоятельно выполнять профилактические упражнения.
  • Длительное пребывание в вертикальном положении.
  • Физические нагрузки. Чрезмерные физические нагрузки в спортивных секциях могут привести к тонусу мышечных тканей, связок, а соответственно, изменению формы свода стопы.
  • Ношение неправильной обуви.
  • Недостаток движения. Отсутствие физической нагрузки, профилактических упражнений приводит к дегенерации мышц, связок.
  • Неправильная осанка.
  • Симптоматика проявления заболевания

    Симптоматика проявления заболевания

    Симптоматика проявления заболевания в большей степени зависит от причины развития заболевания, обстановки, способствующей прогрессированию. Так, к примеру, нарушение формы сводов стопы могут привести к изменению строения опорно-двигательной системы, которое сопровождается проявлением боли в стопах, коленях, тазу, поясничном отделе, голове.

    Поэтому если родители заметили у своих детей изменения в походке, косолапие, то следует сразу же обращаться к врачу. Причины развития патологии могут быть различны, однако своевременная диагностика и профилактика плоскостопия в детском саду помогут уберечь ребенка от развития более тяжёлых заболеваний.

    Наиболее распространёнными сопутствующими заболеваниями плоскостопию являются остеохондроз, артроз, сколиоз.

    Профилактика патологии

    Профилактика изменения формы сводов подразумевает выполнение не только комплекса лечебных мероприятий, массажа, а также соблюдение правил личной гигиены. Для того чтобы исключить причины заболевания, лечение должно быть постоянным, до полного выздоровления.

    Профилактика от плоскостопия включает в себя различные меры, положительно влияющие на формирование свода стопы: массаж, хорошая обувь, лечебная гимнастика.

    Выбирая обувь для профилактики патологии, нужно обратить внимание на следующие пункты:

  • Детская обувь должна быть изготовлена только из натурального материала с твёрдым супинатором, удерживающим форму внутреннего края ноги.
  • Подошва должна быть гибкой, с каблуком 0,5-1 см.
  • Детская обувь должна совпадать по форме, ширине и высоте ноги, чтобы ребенок чувствовал себя в ней комфортно. Только в этом случае она не будет мешать нормальному развитию стопы, кровотоку нижних конечностей.
  • Длина стельки должна быть больше стопы на 10 мм (это припуск на рост ноги и простор во время хождения).
  • Если ребёнок относится к группе риска патологии, то следует как можно раньше начать профилактику плоскостопия, выполняя специальные упражнения для детей дошкольного возраста.

    Лечебные упражнения при заболевании стоп всегда следует начинать с небольшой разминки. Для этого ребёнок должен снять обувь, встать босиком или в тоненьких трикотажных носках на нескользящую поверхность.

    Затем нужно включить весёлую детскую музыку и начать разминку с ребёнком в такой последовательности:

    На внутренней части стопы.

    На внешней части стопы.

    Под небольшим углом.

    По неровной поверхности. В качестве такой поверхности можно использовать специальные профилактические коврики из магазина или сделанные своими руками. Посредством таких изделий выполняется точечный массаж стоп, улучшающий кровообращение, тонус мышц.

    Упражнение «Маленьких утят»

    Все упражнения выполняются в сидячем положении. Ручки находятся в упоре за туловищем.

    «Утятки ходят». В исходном положении ходим на месте, стараясь не отрывать носки от пола.

    «Утятки подтягиваются». С исходного положения, упираясь на внешний свод стопы, поднимаем внутренний и возвращаемся в исходную позицию.

    «Утятки крякают». С исходного положения пяточки поднимаются, разводятся в разные стороны и дети кричат: «Кря-кря-кря».

    Выполнять упражнения следует не меньше 1 минуты, повторяя от 4 до 6 раз каждое.

    Упражнения лечебной гимнастики

    Упражнения лечебной гимнастики

    Эффективность упражнений и меры воздействия на мышцы стопы могут быть разные. Они выбираются в зависимости от степени развития заболевания, возраста ребёнка, интересов и личных предпочтений.

    Помните, что детям интересней выполнять упражнения за компанию с вами, поэтому постарайтесь как можно с большим энтузиазмом занять ребёнка.

    Лечебный массаж при плоскостопии должен выполнять квалифицированный специалист, который сможет правильно подобрать максимально эффективную технику. Однако если нет возможности делать массаж у профессионала, то можно выполнять его и в домашних условиях.

    Лечебный массаж нужно выполнять не только на ступнях, но и вдоль всей ноги (при необходимости и на поясничном отделе). Массаж делают посредством разминания, поглаживания, растирания тела.

    Выполняя все рекомендации специалиста, можно восстановить форму свода стопы в дошкольном возрасте так, чтобы плоскостопие никогда не беспокоило ребёнка.

    Профилактика и коррекция плоскостопия

    Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

    Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение можно быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы).

    В своей работе использую активную корригирующую гимнастику, включающую тренировку мышц стопы и голени, подвижные игры , игровой массаж, ходьбу по оздоровительным дорожкам. При работе по профилактике и коррекции плоскостопия большую роль играет нетрадиционное оборудование – веточки ели, степы, дорожки с мелкими различными предметами – палочки, веревочки, камешки, шишки и т.д.

    Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.

    Цель: выявить уровень заболеваний плоскостопия у детей и осуществлять профилактическую и коррекционную работу.

    — выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей дошкольного возраста;

    — использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.

    — закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;

    — формирование правильной осанки и гигиенических навыков.

    — формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;

    — осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.

    — выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;

    — воспитание физических качеств;

    — приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;

    — воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

    — укрепление мышц стопы и голени ног.

    — повышение уровня физической подготовленности.

    — сформированность осознанной потребности в выполнении

    упражнений в домашних условиях.

    — благотворное влияние сохранение опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья..

    В пособии использовала идеи работы с детьми по плоскостопию профессора В.В Красовской, проводившей исследования в г. Красноярске; А.А.Николаевой (г.Москва); С.Н.Поповой «Лечебная физическая культура».

    В своей работе опираюсь на таблицу показания изменения свода стопы. Выявляю детей, болеющих плоскостопием в начале учебного года и в конце года, делаю сравнительную характеристику.

    При систематической работе мы видим изменения в положительную сторону

    Те задачи, которые я ставила в начале работы, были выполнены. В результате работы по профилактике и коррекции плоскостопия мы видим изменения свода стопы детей. При сравнении полученных показателей (сентябрь – май), мы видим положительную динамику у 6 детей. У них ширина свода стопы уменьшена на 0,5 – 1см. Показатели на том же уровне остались у 9 детей. Я хочу еще раз отметить, что вылечить совсем плоскостопие невозможно, но при целенаправленном педагогическом воздействии можно подкорректировать .

    Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить детей выполнять новый комплекс упражнений из положения, сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей.

    Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат

    I часть: Ходьба на носках с различными положениями рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой. Ходьба в колонне по одному (по ребристой доске).

    II часть: I этап: Массаж сидя на коврике.

    II этап: ОРУ (на стульях с мячом)

    1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)

    2. И.п.: то же ; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)

    3. И.п.: сидя на полу, то же сделать с мячом, сгибая колени к груди (мяч не терять) (3-4раза)

    4. И.п.: сидя на стуле: прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой (5-6 раз)

    а) Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)

    б) Ходьба по канату боком приставным шагом и передом в медленном темпе (2-3раза)

    Игра: «Пройди – не задень»

    III часть: ходьба по следам, по ребристой доске.

    Задачи: Продолжать закреплять навыки массажа стопы и голени ног. Учить ОРУ в положении сидя на стуле. Воспитывать усидчивость

    Пособия: стулья, мячи, гимнастическая скамейка, канат.

    Задачи: Внести на занятие веточку сосны для укрепления и хорошего кровообращения крови и капилляров на стопе ног. Закреплять упражнения в и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения в подвижной игре «Страус» и разучить её.

    Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка.

    I часть: Построение в колонну. Ходьба на пятках, носках и на наружном крае стопы (различные положения рук). Бег с выбрасыванием носок вперед. Ходьба по диагонали. Построение в круг.

    II часть: I этап (массаж стопы и голени ног)

    II этап: ОРУ (с различными предметами)

    1. И.п.: сидя на стульчике. Сгибание и разгибание носок ног (5-6раз)

    2. И.п.: то же. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его над полом (5-6раз)

    3. И.п.: то же. Собрать пальчиками ног платочек «гармошкой» под стопы ног(5-6раз)

    4. И.п.: то же. Захватывание и приподнимание пальцами ног палочки (4раза)

    5. И.п.: то же. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая от пола носок ног (3-4раза)

    6. И.п.: то же. Вставание из и.п. сидя «по-турецки» опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп (2-3раза)

    а) Ходьба босиком по ребристой доске (2-3раза)

    б) Лазание по гимнастической стенке (2-3раза)

    в) Ходьба босиком по сосновой веточке. (2-3раза)

    Подвижная игра: «Страус»

    III часть: Аутотренинг.

    Задачи: Продолжать укреплять стопы ног хождением по сосновой веточке. Закреплять правильное выполнение упражнений «по-турецки» из и.п. сидя на стуле. Продолжать разучивать подвижную игру «Страус».

    Пособия: стульчики, платочки, мячи, палочки, веревочка, ребристая дорожка, гимнастическая стенка, веточка сосны, маска волка. (см. занятие за 4 неделю октября)

    Задачи: Продолжать закреплять упражнения и движения в и.п. сидя на стуле. По желанию детей организовать подвижную игру. Закреплять здоровье детей, использовать аутотренинг

    Пособия: стулья по количеству детей, мячи, платочки, палочки, ребристая дорожка, дорожка со следами, канат.

    I часть: Ходьба в колонне по одному, с выполнением движений для рук. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.

    II часть: 1. Массаж стопы и голени ног. (см. занятие за сентябрь)

    2. ОРУ (с предметами)

    1) И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведения пяток, не отрывая от пола (5-6раз)

    2) И.п.: то же. Захватывание стопами мяча и приподнимание его (5-6раз)

    3) И.п.: то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6раз)

    4) И.п.: то же. Собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки (5-6раз)

    5) И.п.: то же. Катание палочки стопами ног (5-6раз)

    6) Повтор. 1 упражнения.

    3. Основные движения.

    а) Ходьба по ребристой дорожке(2-3раза)

    б) Легкий бег по следам(2-3раза)

    в) Ходьба приставным шагом по канату боком (2-3раза)

    4. Подвижная игра: «Пройди – не задень»

    Задачи: Учить детей удерживать предмет носками ног (камешки, палочки) и выбрасывать его.

    Закреплять ходьбу на пособиях, выполняя различные упражнения.

    Воспитывать усидчивость и товарищество.

    Пособия: рейка, гимнастическая стенка, сосновые веточки, ребристая дорожка, дорожка с камешками.

    I часть: Ходьба гимнастическим шагом, на пятках, «пингвины». Бег с захлестыванием голени назад. Ходьба по ребристой доске.

    II часть: 1. Массаж.

    2. Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы.

    а) Ходьба босиком по рейке.

    б) Ходьба (лазание) по гимнастической стенке

    в) Ходьба по ребристой доске.

    г) Ходьба по дорожке с камешками.

    д) Ходьба по сосновым веточкам.

    3. Подвижная игра: «Страус»

    Содержание игры – страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. дети собирают камушки, палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.(2-3раза).

    III часть: малоподвижная игра «Сделай вот так» (карточки)

    Задачи: Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям из и.п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях

    Пособия: стулья и мячи по количеству детей; гимнастическая скамейка, канат.

    I часть: ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз) – чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.

    1 этап: Массаж сидя на коврике.

    2 этап: ОРУ на стульчиках (с мячиком)

    1. И.п.: сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед-назад (5-6раз)

    2. И.п.: сидя на стуле; обхватить мяч с боков стопами ног. поднимать ноги с мячом вверх-вниз (3-4раза)

    4. И.п.: сидя на стуле. Катание мяча стопами ног поочередно левой и правой (5-6раз)

    3 этап: Основные движения

    а) Ходьба по гимнастической скамейке приставным шагом обхватывая ее края сводами стоп (2-3раза)

    б) Ходьба по канату боком или приставным шагом передом (2-3раза)

    Игра: «Пройди — не задень»

    III часть: под композицию песни «Сапожник »

    I. Дети, дети вы куда идете?

    Ой, сапожник, мы идем на площадь.

    II. Дети, дети башмаки порвете?

    Ой, сапожник, ты их залатаешь.

    III. Дети, дети кто же мне заплатит?

    Ой, сапожник, тот, кого поймаешь!

    (дети разбегаются по залу, сапожник догоняет)

    Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

    Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

    Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)

    • нормализировать тонус мышц;

    • уменьшить боль. После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям. Высокая, особенно на первых стадиях

    Ортопедическая обувь • профилактика развития плоскостопия;

    • профилактика деформации пальцев ног;

    • снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;

    • скорректировать существующие проблемные отклонения. Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.

    Ортопедические стельки • для остановки изменений;

    • предупреждение болей в суставах;

    • профилактика искривления осанки. Рекомендуется вкладывать внутрь уличной и домашней обуви. Область свода стельки выполнена в виде массажных элементов. Корректируют, помогают правильно распределить нагрузку. Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.

    Закаливание • укрепить сосуды;

    • укрепить иммунную систему организма детей;

    • профилактика различных заболеваний. Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика ( с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору. Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.

    Гимнастика • укрепление мышц, связок;

    • формирование правильной походки;

    • помощь при неправильной постановке костей. Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости. Длительные регулярные занятия дают отличный результат.

    Родители, не забывайте, что плоскостопие — это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

    Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.

    Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!

    Профилактика плоскостопия у маленьких детей.

    Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

    Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

    Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно — связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

    Что делать, если малыш обожает прыгать с высоты? Ведь нельзя же запретить малышу прыгать? Конечно, запретов для ребенка должно быть очень мало, чем меньше – тем лучше. Поэтому нужно не запрещать прыгать, а дать ему альтернативу: «На асфальте прыгать нельзя, а на песочке можно. Давай попрыгаем на песочке!» Причем это «нельзя» должно быть запретом на всё время – нельзя прыгать на асфальт и при маме, и при бабушке, и при папе, и утром, и вечером, и во дворе, и в парке. И ребенок тогда понимает требование взрослых и без проблем его выполняет. А вот так не должно быть – что сегодня «Ничего, один раз можно, прыгни», а в следующий раз – «Я тебе сколько раз говорила не прыгать на асфальте!». Требование к малышу должно быть единым и постоянным, тогда оно не будет его нервировать и вызывать капризы и слезы. Если малыш спрашивает, почему нельзя спрыгивать на асфальт, то можно ему объяснить причину – скажите, что ножкам полезно прыгать на песке, а вот прыгать на асфальте — это вредно для ножек.

    Действительно, совершенно безопасно и даже полезно ребенку прыгать и спрыгивать с небольшой высоты на мягкую поверхность – мат, песок, мягкую землю покрытую травой. Очень полезно прыгать через лужи или через ручейки, как лягушки или как зайчики, быстрее и медленнее, выше и ниже, «с кочку на кочку». Эти упражнения малыш сможет выполнить, только когда стопа будет готова к нагрузке. Если стопа не готова, то малыш просто не сможет перепрыгнуть и шагнет вместо этого. А значит, вреда себе не нанесет. Также полезно перешагивать через палочки или через веревочку, поднятую над землей на 5-15 см, перешагивать через препятствия (разложите, например, кубики в ряд на расстоянии 20 см друг от друга), преодолевать препятствия чередующимся шагом, пролезать через обруч, подлезать под веревочкой (высота 25-30 см).

    Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

    Как сделать плантограф своими руками?

    Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

    Теперь учимся пользоваться плантографом.

  • Разводим тушь водой в соотношении 1:1. Смачиваем ватный тампон в получившейся смеси и смачиваем смесью хлопковый слой плантографа.
  • Кладем на пол лист бумаги, на него кладем пяльцы хлопковой смоченной стороной вниз. Сверху хлопкового слоя находится слой полиэтилена, на который встает ребенок. Т.е. получается слоеный пирог: вверху пленка, под ней смоченная ткань, а под тканью лист бумаги. На этом «слоеном пироге» стоит малыш.
  • Получается отпечаток стоп.
  • Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

    Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

    На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

    1. Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
    2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

    Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

    У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет 3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

    Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

    Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было. Поэтому еще до начала ходьбы и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

    Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

    Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

    Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

    Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий — утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

    Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

    Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

    По мнению врачей, первая обувь малыша должна быть такой: (А. Петухов, ортопед горбольницы № 19 им. Т.С. Зацепина – «Мама и малыш» 2004. №12):

    Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.

    Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.

    • В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.

    Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.

    • Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.

    Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 — 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.

    В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.

    • При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.

    После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка — обувь необходимо сменить».

    В продаже сейчас очень много обуви вредной для развития стопы маленьких деток! Как же выбрать детскую обувь и не ошибиться? Я нашла очень хороший видеоролик о том, как правильно выбрать обувь для самых маленьких детей. Но эти же требования предъявляются к обуви и детей постарше. В видео Вы увидите детскую обувь правильную и неправильную, вредную для малыша! Очень советую посмотреть – это обязательно нужно знать. На примерах конкретной обуви Вы увидите, какую нужно покупать обувь и какой следует избегать! И еще раз убедимся, что «не всё то золото, что блестит» и рекламируется.

    Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

    Если Вас волнует состояние стопы малыша – то нужно обратиться к врачу — ортопеду. Но не стоит сразу же впадать в панику. Очень многим знакомым мне детям ставили ужасающие диагнозы. Но при обращении мам в другую поликлинику диагнозы малышей не подтверждались. И получалось, что одному и тому же ребенку три разных детских ортопеда поставили диагнозы от «здоров, возрастная норма» до «может стать инвалидом». Поэтому всегда лучше всего выслушать несколько мнений врачей для выяснения истинного положения дел – к сожалению, это так. И обязательно самой отслеживать динамику – лучше становится ситуация или хуже.

    Гимнастика для профилактики плоскостопия:

    Гимнастику лучше проводить «небольшими порциями» как игру 2-3 раза в день по 2- 3 упражнения.

    • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
    • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
    • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
    • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
    • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
    • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
    • Хождение по ребристой доске или по массажному коврику.

    До новых встреч на «Родной тропинке». Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:

    Гимнастика для малышей: игровой комплекс дыхательных упражнений.

    Развитие мелкой моторики: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

    Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

    Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

    Профилактика нарушений плоскостопия у дошкольников. Пособия «Термометр», «По мягким следам».

    Цель: профилактика нарушений плоскостопия.

    Задачи: развивать умение сохранять равновесие на ограниченной площади, развивать мышцы ног и стопы, координацию движений, внимание. Обеспечить эффективное, осмысленное отношение к своему здоровью.

    Материал: коврик туриста со следами двух видов: фланелевые и клеенчатые, из поролона в форме стопы.

    Правила: ходить по направлению следа, спину держать прямо. Придерживаться дистанции. Ходить, огибая след с правильной осанкой, удерживая равновесия.

    Ценность: хождение босиком полезно с профилактической точки зрения, для закаливания, повышения регионального кровообращения. Можно использовать пособие в группе, в физзале. Пособие поможет вызвать стойкий интерес детей к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой.

    Вариативность упражнения «Термометр»

    I. Дети стоят в кругу. Инструктор по физкультуре предлагает отгадать загадки:

    Если в горле стало сухо,

    Не волнуйся и не плач –

    Ведь тебе поможет …(врач)

    И узнаешь, зной иль стужа,

    Тонкий столбик спиртовой

    В нем гуляет, как живой (термометр)

    Дети подходят к пособию.

    -Дети, тут кто-то прошел. Это Температура оставила следы! Почему у Температуры следы красного цвета? Посмотрите, как выполнит упражнение Коля. Руки на пояс, спина прямая, голову не наклонять, идти спокойно по фланелевым следам.

    Педагог следит за правильностью выполнения. По окончанию упражнения проводится игра «Вырастим большими».

    Мы растем все выше, выше,

    Поднимаем руки вверх.

    Раз, два – поднимись,

    Три, четыре – руки вниз.

    Профилактика нарушений плоскостопия у дошкольников. Пособия «Термометр», «По мягким следам».

    II. Дети стоят полукругом. Педагог предлагает вспомнить стихи, загадки о термометре.

    Стеклянная рубашка, на рубашке метки, не густы, не редки (термометр).

    Это важный показатель,

    Градусник – ее приятель.

    Если жарко – высока,

    А в мороз она низка (температура)

    -Молодцы, ребята! А сейчас мы будем выполнять упражнение «Термометр» в командах. Напомните, пожалуйста, правила.

    -Идти по фланелевым следам, голову и плечи не опускать вниз. В конце упражнения проговаривают стихотворение с движениями по тексту.

    Дружно вместе повернулись,

    И друг другу улыбнулись,

    Все похлопали в ладошки,

    И прогнулись словно кошки.

    Пусть звучит наш громкий смех-

    Дошколята лучше всех!

    Варианты упражнения «По мягким следам»

    I. Дети выполняют ходьбу и бег с движениями по тексту между следами:

    Мы бабочки чудесные —

    У нас крылья разноцветные.

    Над цветами летаем

    И усталости не знаем.

    II. Дети идут (бегут) по направлению следов, как лисичка.

    Здесь лисичка пробегала,

    Следы хвостом заметала.

    III. Дети идут на пятках, руки за спину, между следами:

    Вот мы дружно разминаемся,

    В поход далекий собираемся.

    IV. Ходьба по пособию с чередованием «след — между следом», руки произвольно.

    Кто по кочкам идет?

    Он боится оступиться

    И в болото провалиться.

    Педагог следит за правильностью выполнения упражнений, осанкой.

    Название: Пособия «Термометр», «По мягким следам»

    Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Инструктору по физической культуре, Средний и старший дошкольный возраст

    Автор: Цветкова Елена Александровна

    Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории

    Место работы: МДОУ «Ясли-сад №316 г. Донецка»

    Методика профилактики плоскостопия

    Методика профилактики плоскостопия

    Доклад родительского собрания на тему:

    «Поможем ребенку быть здоровым».

    В последнее время в нашей стране замечено ухудшение физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушения режима питания и отдыха в детском саду и дома.

    Главная цель в моей работе — научить детей самостоятельно заботиться о своем здоровье. Для этого я разучиваю с детками комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, дыхательной гимнастике, точечный массаж лица, рук, ног.

    Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает состояние его стоп.

    В профилактику плоскостопия и косолапости входит и ношение правильно подобранной обуви с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником.

    Поэтому, дорогие родители, прошу вас обратить на это особое внимание. Тапочки и кеды с плоской, резиновой подошвой только способствуют плоскостопию.

    Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения (в игровой форме) для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке. В зимнее время желательно приобрести дорожку массажер, по которой ребенок мог бы походить дома.

    Помните, что плоскостопие ведет к снижению двигательной активности, отрицательно сказывается на деятельности внутренних органов.

    При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляется в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

    Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

    Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании.

    Не рекомендуется носить обувь с узкими носами. Не следует также разрешать детям ходить дома в излишне — теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия.

    Желательно, ежедневно проводить с детьми умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя на палке. Длительность упражнений 10 — 25 мин, в зависимости от возраста. Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

    Давайте вместе будем бороться за здоровье наших детей! Желающим я предлагаю комплексы упражнений.

    Причины возникновения и

    На протяжении последних десятилетии в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Известно, что именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности. В связи с ухудшением физического развития высок процент дошкольников с нарушениями телосложения, осанки, свода стопы. Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотненности групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха. Столкнувшись с похожей проблемой в собственной семье, я решила, что как было бы хорошо освободить родителей от длительных походов в поликлинику, где их дети проходят курс лечебной гимнастики по профилактике плоскостопия и коррекции осанки. Я стала по крупинкам собирать материал, касающийся этой темы, разработала комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия. В помощь родителям были оформлены папки передвижки, где они могут переписать комплексы для занятии в домашних условиях.

    Каждое утро провожу с детьми оздоровительный массаж лица и кистей рук, что способствует профилактике ОРЗ и ОРВ. Изготовила тренажеры для занятий. Для того чтобы занятия были интересны для детей, провожу все в игровой форме с использованием персонажей из сказок. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку. Кроме того применяю наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

    В профилактику плоскостопия входит и ношение правильно подобранной обуви: с каблучком 5-8 мм, упругой стелькой, крепким задником. Тапочки и кеды с плоской подошвой способствуют плоскостопию.

    Предупреждать плоскостопие надо с раннего возраста. Для этого 2-3 раза в день детям надо предлагать специальные упражнения для стоп. Очень полезна ходьба босиком по земле, песку, плоским камням, воде, по корням деревьев (но не по полу, лазанье босиком по шведской стенке.

    Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые растягиваясь, уплотняют стопу. У детей до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы совершенно невозможно.

    При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляются в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области.

    Уплощение стопы влияет на положение (стопы) таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

    Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка напряженная, неуклюжая.

    Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развивающегося плоскостопия может быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

    Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и передвигаться.

    Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелита) и травм мышц, связок и костей ног.

    У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыжков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы смягчающей толчки.

    При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстро, особенно внутренняя сторона подошв и каблука.

    К концу дня дети обычно жалуются, что их обувь, которая с утра была впору, начинает давить на пальцы и как бы становится мала. Происходит это от того, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще больше уплощается и вследствие этого удлиняется.

    Для предупреждения плоскостопия важно, чтобы детская обувь не была тесной, плотной в облегании, имела жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой. Не. следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как перегрев ног ослабляет связки стопы, способствует развитию плоскостопия. Желательно проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьбу на ногах, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание

    мяча и обруча ногами, приседание стоя на полу на палке. Длительность упражнений 10-25 минут, в зависимости от возраста.

    Хорошо укрепляет стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем.

    Коррекция детского плоскостопия и косолапости

    Для коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников необходимы специальные приемы и методы. Упражнения проводятся в определенной последовательности в три этапа.

    На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения — вверх — вниз, вправо — влево; из положения основной стоики тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

    С целью повышения тонуса и функции трехглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

    На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камушки, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мелкие игрушки и т. д., перекатывание стопой набивного мяча; кроме того давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготовляются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

    На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной плоскости (доске) – угол которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лесенке, мостику-качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичикам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

    Для детей, страдающих косолапостью, целесообразно использовать дорожку с отпечатками стоп и специальные универсальные приспособления.

    В зависимости от искривления стопы вовнутрь на дорожке постепенно увеличивается угол разворота носков наружу, дети проходят, ставя ногу след в след.

    Опыт показывает, что косолапость у детей полностью исчезает, если они поднимаются по доске с углом наклона больше 10°.

    в зависимости от увеличения угла наклона доски сравнительно увеличивается разворот носков наружу. Систематическая тренировка детей на таких снарядах дает положительный результат в деле коррекции и исправления косолапости.

    1. Упражнения без предмета. Подниматься на носках и опускаться на стопы. (4-5 подходов по 6-8 раз)

    2. Одна стопа потирает другую. (4-5 подходов по 6-8 раз)

    3. Сгибать и разгибать пальцы, сидя и лежа (4-5 подходов по 6-8 раз)

    4. Поворачивать стопу вперед — назад, влево — вправо. (3-4 раза 10 вращений вовнутрь и 10 наружу)

    5. Из положения основной стойки тяжесть тела перенести в разные части стопы. Пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. (3-4 раза по 3-4 подхода)

    6. Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц. (4-5 раз по 3-4 подхода)

    7. Ходьба на носках, на пятках и наружных краях стопы. (4-5 раз по 3-4 подхода)

    8. Длинные прямые шаги с глубоким перекатом с носка на пятку. (8-1О м. 3-4 раза)

    9. Разнообразные поскоки, прыжки на месте и с передвижением. (80-100 прыжков 3-4 раза)

    10. Ходить босыми ногами по песку, по круглому щебню, по дорожке — массажеру. (80-100 прыжков 3-4 раза)

    11. Захват предметов пальцами ног, удержание и выбрасывание их. (5-6 предметов каждой ногой по 3-4 раза)

    12. Перекатывание стопой набивного мяча, мешочка с песком и др. предметов в различных направлениях. (4-5 подходов по 3-4 раза)

    13. Стоять на деревянных дощечках — шаблонах с отпечатками стоп, правильно ставить стопу. (4-5 подходов по 3-4 раза)

    УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСОБИЯХ

    14. Ходьба по ступенькам с помощью воспитателя и без него.

    15. Ходьба босиком по рейкам, по рейке-качалке, положенной выпуклой стороной вниз.

    16. Ходьба по ребристой доске, расположенной на полу, и по наклонной ребристой доске. (3-4 раза)

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПОСОБИЯ

    17. Ходьба по гладкой наклонной доске вверх — вниз.

    18. Ходьба по прямой и наклонной дорожке с отпечатками стоп. Постепенно увеличивая наклон. (4-5 раз)

    19. Ходьба через ступеньки лестницы в медленном и быстром темпе.

    ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

    3. «Босыми ногами»

    3 гимнастические скамейки и стулья для воспитателя.

    вдоль стен зала расположить 3 гимнастические скамейки. У свободной стены поставить стул для воспитателя, центр зала оставить свободным.

    Сидя лицом К воспитателю, дети руками захватывают край стула (скамьи,спиной касаясь стены, выпрямляют ноги.

    На счет воспитателя дети притягивают носки к себе и ставят их на пол (сначала в медленном темпе, потом в быстром). Вместе с воспитателем дети делают ногами различные движения вверх-вниз, повороты налево-направо, круговые движения, опираясь на пальцы. По команде «Встать!» дети строятся за скамейкой, левую ногу ставят на скамейку, опираясь на правую. Отталкиваясь правой ногой, поднимаются на носок левой и спускаются. После 6-8 движений по указанию воспитателя дети меняют исходное положение ног и делают то же самое упражнение другой ногой.

    После чего дается команда «Разойдись!». Ребята, высоко поднимая колени, бегают на носках (45-50с, а затем по команде «По местам!» занимают свои места на скамейке у стены.

    Во второй половине игры дети одновременно и последовательно де6лают пружинящие движения носками, ходят с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Повторяют каждое упражнение 4-5 раз, после чего опять дается команда «Разойдись!», дети бегают врассыпную по всей площадке.

    в конце игры целесообразно дать упражнения расслабляющего характера с исходным положением лежа на спине и животе.

    две гимнастические скамейки или доски длиной 3,5-4 м, шириной 20-25 см, маленькие деревянные палочки длиной 8-1 О см, диаметром 1-1,5 см, камушки и мешочки с песком по количеству детей.

    по ширине зала на 1-1,5 м от стены разложить веревку, обозначая волчье логово. На другом конце площадке на гимнастической стене поставить наклонно ребристые доски.

    I часть. Страус (воспитатель) предлагает своим птенцам (детям) погулять бесшумно в лесу. Участники игры ходят на носках, пятках с глубоким перекатом стопы, поочередно полуприседая и выпрямляясь. Медленно они должны дойти до волчьего логова. По сигналу страуса «Волк!» птенцы бегом возвращаются домой (место для сбора, а волк старается их поймать. Пойманного птенца волк уносит с собой в логово. (Повтор 4 раза)

    IIчасть. Страус рассыпает по всей площадке мелкие предметы, которые предлагает собрать своим птенцам, захватывая пальцами ног. Дети собирают, потом поднимаются и спускаются по наклонной доске, после чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк!» бегут домой.

    следить за осанкой, захватывание предметов производится равное число правой и левой ногой.

    две дорожки (длина 8-10 м, ширина 60-70 см, на одной из которых отпечатаны следы шага 75-80 см, угол разворота носков 150 (рис. А) При веревке по 4 м.

    Две дорожки (длина 8-1 О м, ширина 60-70 см) с отпечатанными следами стоп, где длина шага 40 см (3-я дорожка) и 50 см (4-я дорожка, угол разворота носков 15° (рис. Б)

    по длине зала на расстоянии 3-4 м друг от друга параллельно расстелить по полу дорожки с отпечатками следов стоп. По длине дорожки на расстоянии 60-70 см от нее разложить веревку. Сидя на скамейке, дети показывают, где у них правая нога, где левая.

    I часть. Воспитатель объясняет, что по первой дорожке дети должны пройти, ставя стопы на следы только левой ногой, по другой дорожке – правой ногой, а по веревкам, расположенным на полу, нужно пройти то правой, то левой ногой.

    После команды «Разойдись!» дети начинают б6егать по комнате и через 35-40 секунд беспрерывного бега вновь собираются у дорожки. (по-вторить 4 раза)

    II часть. На втором этапе игры воспитатель объясняет детям, что они должны под музыку пройти по отпечатанным следам вначале третью, потом четвертую дорожку. (повторить 4-5 раз)

    игру можно усложнить за счет изменения элементов шага: длины, ширины, угла разворота носков, за счет увеличения скорости, темпа, амплитуды, движения рук и ног и т. д. Следить, чтобы дети ставили стопы точно след в след, голову вперед при этом не наклоняли. Следить за осанкой.

    Упражнения на укрепление мышц стопы и голени

    и формирование свода стопы.

    Они могут применяться на занятиях по физической культуре, а также на утренней зарядке, гимнастике после дневного сна, в качестве домашних заданий и т. п. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от четырех-пяти раз на этапе разучивания комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса. Это способствует повышению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнении.

    1. «Танцующий верблюд»

    И. п. — стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пяток (носки от пол не отрывать).

    2. «Забавный медвежонок»

    И. п. — стоя, на внешней стороне стопы, руки на пояс. Ходьба на месте на внешней стороне стопы. То же с продвижением вперед – назад, вправо – влево. То же, крутясь на месте вправо и влево.

    3. «Смеющийся сурок»

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти пальцами вниз. 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и. п.

    4. «Обезьянки — непоседы»

    И. п. — сидя по-турецки, руки произвольно. 1-2 — встать; 3-4 — стойка: ноги скрещены, опираются на внешнюю сторону стопы; 5-6 — сесть; 7-8 — и. п.

    5. «Резвые зайчата»

    И. п. — стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1-16 — подскоки на носках.

    Для каждого занятия выбирают три — пять упражнений для выработки правильной осанки, столько же — на расслабление, растягивание и укрепление определенных мышц и т. п. — В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    Упражнения для выработки навыка

    И. п. –стоя спиной к стене.

    1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегаю к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазо-бедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

    2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох, расслабиться (вдох).

    3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься, опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох, расслабиться (вдох).

    4. Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох, расслабиться (вдох).

    5. Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить

    правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

    6. Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

    7. Сделать один — два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища — «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

    8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в ил.

    Все эти упражнения можно усложнять — выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

    Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника — выработка навыка правильной осанки. К сожалению, это трудная задача не столько для ребенка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях — у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребенка. Всем остальным необходимо:

    • обеспечить условия для формирования правильной осанки;

    • знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть и двигаться не сутулясь;

    • сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор — позвоночнику;

    • доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений.

    Упражнения на ощущение

    Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

    1. И. п. — стать спиной к стене в основной стойке, так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

    2. И. п. — то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги, сохраняя то же положение головы, таза, спины.

    3. Ип. — то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360°, выпрямиться, вернуться к стенке.

    Правильному положению и отчетливому ощущению прямой спины способствуют и упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.

    Здоровый ребенок должен много двигаться, тем более что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится дольше нескольких минут, ребенок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажеры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) — необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.

    Методика получения отпечатков стоп.

    На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130 см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя «протирает» ноги, т. е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапие и плоскостопие.

    На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов.

    С помощью измерительных приборов фиксируется вышеизложенные данные, а также нарушение и деформация.

    После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп.

    Автор составитель: З. В. Дегтярёва.

    Азбука здоровья для дошкольников Родительское собрание «Азбука здоровья для дошкольников» Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами.

    Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. В детском саду необходимо заниматься профилактикой плоскостопия. Я работаю над созданием условий для профилактики плоскостопия у детей в.