Плоскостопие консультация для родителей

Консультация для родителей на тему: "Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей".

Профилактика нарушения осанки

у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • Своевременное правильное питание;
  • Свежий воздух;
  • Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • Оптимальная освещённость;
  • Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
  • Привычка правильно сидеть за столом;
  • Расслаблять мышцы тела;
  • Следить за собственной походкой.

    Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

    Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

    Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

    Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

    Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

  • Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
  • Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц — от 3 до 6 сек. , расслабление — от 6 до 12 сек.
  • Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
  • Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

    Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

    Упражнения против плоскостопия у детей

    Плоскостопие у детей– явление достаточно распространенное, и только около трех процентов малышей страдают им с рождения. В большинстве случаев диагноз плоскостопие ставят детям в пяти-шести летнем возрасте, так как в раннем детстве у ребенка наблюдается естественная жировая подушечка на стопе. Если же врач с уверенностью заявляет, что такое нарушение стопы присутствует, то пора активно принимать меры по борьбе за здоровье ног.

    Самым доступным методом лечения плоскостопия у детейявляются специальные физические упражнения, а так же езда на велосипеде и плаванье.

    Одно из основных упражнений против плоскостопия – это вращение ступнями обеих ног в разных направлениях. Такую тренировку лучше выполнять в положении сидя.

    В этом же положении так же можно соединять подошвы стоп вместе. Тело ребенка довольно гибкое и такая зарядка ему удастся без особых усилий.

    В вертикальном положении, стоя на ровной поверхности, рекомендуется делать подъем на носки с разведением и сведением пяток. Затем можно просто походить какое-то время «на носочках».

    Многим детям очень нравиться упражнение «качели». Для этого нужно меняя очередность ног поднимать пятку, не отрывая пальцев от пола.

    Существует ряд упражнений против плоскостопия у детейс применением мяча. Самое забавное из них – это подъем мяча находящегося между стопами двух ног. Такое упражнение можно выполнять как сидя, так и лежа.

    В веселую игру можно превратить упражнение захвата и приподнимания различных предметов пальцами ноги. Для этих целей хорошо подойдут губки, мелкие игрушки или бумажные салфетки.

    Помимо ходьбы «на носочках», при лечении плоскостопия хорошо помогает ходьба «на пяточках», а так же на внешней и внутренней стороне стопы.

    Зарядку от плоскостопия нужно проводить регулярно, иначе положительный эффект может не наступить. Конечно, маленького ребенка трудно усилием воли заставить делать такой комплекс упражнений постоянно. Что бы помочь ему в этом, родителям можно превратить такие занятия в небольшое соревнование, и привлечь к этой игре всех членов семьи.

    Несмотря на свою распространенность, плоскостопие у детейхорошо поддается лечению. Вовремя поставленный диагноз и быстро принятые меры помогут справиться с этой неприятностью без особых последствий.

    Консультация для родителей «Плоскостопие»

    Консультация для родителей «Плоскостопие»

    Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие — это деформация стопы с уплощением ее свода.

    Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять лет. Почему? Во-первых, у детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

    Плоскостопие встречается у детей самого разного возраста – от новорожденных до старших школьников. Этому заболеванию часто сопутствуют неприятные и даже болевые ощущения, особенно при ходьбе и беге. А поскольку у детей подвижность повышена, плоскостопие может доставлять им массу неудобств.

    Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т. д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития; — у детей раннего возраста не сформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; — и у мальчиков, и у девочек в 2 – 3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 – 5 лет.

    Таким образом, до 4,5 – 5 –летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

    1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений 2 – 3 степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно – связочного аппарата.

    2. Паралитическое плоскостопие. Развивается при порезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга – при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

    3. Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.

    4. Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 – 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

    Диагноз «плоскостопие» подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов. В некоторых случаях необходима рентгенография.

    Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребенка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание малыша. Через 1 – 1,5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Его следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при движениях выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если же дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужны консультация и помощь ортопеда.

    Такая проблема, как плоскостопие очень распространена среди детей в современном мире. Многие родители считают, что это совсем не серьезное отклонение от нормы и не обращают внимания на данный аспект. А ведь именно из-за плоскостопия могут начать развиваться разные проблемы с позвоночником. Во взрослой жизни это чревато болями в спине и шее, заболеваниями суставов, нарушением осанки. Лучше с малых лет следить за изменениями осанки малыша, делать специальные упражнения и массаж, чтобы потом не тратить усилия и время, не проводить сложное лечение.

    Детки, у которых есть возможность не носить обувь постоянно, получают своеобразный природный массаж ножек, который помогает избежать плоскостопия. В этом действии воплощается профилактика, которую дает малышам сама природа. К сожалению, в городских условиях подобные вещи нам недоступны, но можно купить или сделать самим вместе с ребенком массажный коврик.

    Хорошо подобранная обувь — залог правильного развития стопы

    Ребенок привыкает ходить прямо примерно с полу года. Сейчас магазины предлагают множество красивой, которая не развивает плоскостопие обуви, а молодой мамочке так хочется, чтобы ее малыш был самым лучшим и модным. В погоне за красотой родители не всегда выбирают для своих детей удобную обувь и часто получается, что стопа при носке туфелек или кед, которые выглядят почти как у взрослых, деформируется. Для профилактики плоскостопия у малышей лучше выбирать правильную ортопедическую обувь.

    Перед покупкой, загляните внутрь обувки, там не должно быть неаккуратных выступающих швов.

    Размер ботиночек нужно подобрать таким образом, чтобы был небольшой запас и обувь не сдавливала детскую ножку. В то же время следите за тем, чтобы она не болталась на ноге.

    До 2 лет ребенку можно покупать обувь без супинатора. Когда малышу уже исполнилось 2 года, выбирайте ботиночки с супинатором и он обеспечит стопе необходимый массаж.

    Предупреждением плоскостопия необходимо заниматься с раннего возраста. Для этого используются разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, подвижными играми, а также специальные мероприятия для укрепления стопы.

    Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Для укрепления своды стопы необходимо использовать ходьбу и бег. Эти виды движений не только благоприятно воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством предупреждения плоскостопия. Особенно полезна разнообразная ходьба на носках и на наружных краях стоп. Также рекомендуется лазание по гимнастической лестнице, канату босиком. Наибольший эффект оказывают упражнения, если их надо выполнять босиком и по возможности несколько раз в день.

    Несмотря на свою распространенность, плоскостопие у детей хорошо поддается лечению. Вовремя поставленный диагноз и быстро принятые меры помогут справиться с этой неприятностью без особых последствий.

    Врачи рекомендуют ежедневно перед сном в течение 5 минут держать стопы ног в воде комнатной температуры. В летнее время по возможности чаще использовать ходьбу босиком по земле, песку, мелким неострым камешкам, воде.

    Упражнения выполняются в исходных положениях лежа, сидя, стоя и в процессе ходьбы, что дает возможность регулировать нагрузку на определенные мышцы голени и стопы. Вначале необходимо ограничиться выполнением упражнений в исходных положениях лежа и сидя. Упражнения следует выполнять с чередующимся сокращением и расслаблением мышц. В дальнейшем рекомендуется включать упражнения со статической нагрузкой.

    Все упражнения выполнять босиком. Взрослый активный участник, выполняет вместе с ребенком, контролирует правильность упражнения.

    Самым доступным методом лечения плоскостопия у детей являются специальные физические упражнения, а так же езда на велосипеде и плаванье.

    Одно из основных упражнений против плоскостопия – это вращение ступнями обеих ног в разных направлениях. Такую тренировку лучше выполнять в положении сидя.

    В вертикальном положении, стоя на ровной поверхности, рекомендуется делать подъем на носки с разведением и сведением пяток. Затем можно просто походить какое-то время «на носочках».

    Многим детям очень нравиться упражнение «качели». Для этого нужно меняя очередность ног поднимать пятку, не отрывая пальцев от пола.

    Существует ряд упражнений против плоскостопия у детей с применением мяча. Самое забавное из них – это подъем мяча находящегося между стопами двух ног. Такое упражнение можно выполнять как сидя, так и лежа.

    Небольшой мячик можно покатать, прижав его к полу поверхностью свода стопы, но для этого так же хорошо подойдет гимнастическая палка или обыкновенная скалка.

    Помимо ходьбы «на носочках», при лечении плоскостопия хорошо помогает ходьба «на пяточках», а так же на внешней и внутренней стороне стопы.

    Зарядку от плоскостопия нужно проводить регулярно, иначе положительный эффект может не наступить. Конечно, маленького ребенка трудно усилием воли заставить делать такой комплекс упражнений постоянно. Что бы помочь ему в этом, родителям можно превратить такие занятия в небольшое соревнование, и привлечь к этой игре всех членов семьи.

    Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии, в исходных положениях сидя на стуле (1—8) и стоя (9—18):

    1 — разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола; 2 — захватывание стопами мяча и приподнимание его; 3 — максимальное сгибание и разгибание стоп; 4— захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.); 5 — скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев; 6 — сдавливание стопами резинового мяча; 7 — собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки; 8 — катание палки стопами; 9 — повороты туловища без смещения; 10 — перекат с пятки на носок и обратно; 11 — полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед; 12 — лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы); 13 — ходьба по гимнастической палке; 14 — ходьба по брусу с наклонными поверхностями; 15 — ходьба по ребристой доске; 16 — ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости; 17 — ходьба по поролоновому матрацу; 18 — ходьба на месте по массажному коврику.

    Плоскостопие у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие — это деформация стопы с уплощением.

    Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста. АктуальностьПлоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации.

    Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

    Опубликовано: 14:46:03 21-01-2016

    Нормальное строение стоп очень важно для правильного положения позвоночника. Поэтому обратите особое внимание на ножки ребенка, чтобы не пропустить такой распространенный недуг, как плоскостопие. Плоскостопие можно заподозрить, когда ребенок часто жалуется на боли в ногах и быстро устает. Возможно, у него упрощены мышцы свода стопы. Причина либо в чрезмерной нагрузке на позвоночник, либо в неправильном распределении тяжести на свод стопы. Нередко возникают утолщения суставов и мелких костей стопы — натоптыши. Чтобы избежать всех этих неприятностей, необходимо развивать мышцы свода стопы

    Различают пять видов плоскостопия

  • От чего оно возникает? Иногда просто от врожденной слабости связок, и у людей, склонных к ожирению. Еще одна причина болезни – нерациональная обувь. Постоянное ношение туфель на «шпильке» или на негнущейся платформе настолько меняет биомеханику нормального шага, что почти фатально приводит к этой болезни. Часто причиной болезни бывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека – «весь день на ногах». 2. Травматическое плоскостопие. Как и следует из названия, это результат травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, предплюсны и плюсны. 3. Врожденное плоскостопие. У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, т.е. лет до трех-четырех, когда завершается формирование стопы, трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Редко (в двух-трех случаях из ста) бывает так, что стопа не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелетов. Лечение подобного вида плоскостопия надо начать как можно раньше, в сложных случаях – вплоть до хирургического. 4. Рахитическое плоскостопие – не врожденное, а приобретенное в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция. Эту болезнь можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир). 5. Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц ножных конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
  • Возьмите чистый лист бумаги. Положите его на пол. Теперь намажьте ступни каким-нибудь жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток Вашей стопы. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте. Если отпечаток узкой части занимает не более одной трети этой линии – стопа нормальная. Если достигает середины линии – у Вас плоскостопие, и Вам не следует оттягивать визит к врачу. У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.

    По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1 : 4

    Профилактика и лечение плоскостопия.

    При врожденном плоскостопии необходим массаж, в сложных случаях стопы ребенка фиксируются в правильном положении специальными гипсовыми повязками.

    В дошкольном возрасте основное лечение должно заключаться в укреплении свода стоп с помощью массажа и гимнастики, а использование стелек-супинаторов назначается в этом возрасте реже.

    У школьников, наоборот, особое значение придается подбору хорошей ортопедической обуви с выкладкой свода и поднятием внутреннего края пятки. Здесь есть важный момент: стопа ребенка быстро растет, поэтому обувь нужно часто менять. Небольшая ошибка в конструкции башмака может не помочь, а, наоборот, увести в сторону патологии.

    У подростков при тяжелом плоскостопии, сопровождающемся резкими болями, лечение начинается с наложения гипсовых повязок. После исчезновения болевых ощущений назначаются ортопедическая обувь, массаж, гимнастика. И только если все это ни к чему не привело, возможна операция.

    Гимнастика. Должна стать повседневным и привычным занятием для больного плоскостопием. Делать ее лучше не раз, а 2-3 раза в день.

    Массаж. Оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод. Массируются голень – по задней внутренней стороне от костей до стопы – и сама стопа – от пятки до косточек пальцев. Приемы – поглаживание, растирание, разминание.

    Самомассаж нужно выполнять, поглаживая основанием ладони возвышение первого пальца, свод стопы, заднюю и внутреннюю поверхность голени.

    Размер обуви должен точно соответствовать размеру стопы. Это означает, что обувь должна плотно обхватывать ее с боков. Верх правильно подобранной обуви не сдавливает стопы и не нарушает ее кровоснабжения. ГОСТ предусматривает выпуск обуви каждой модели размеров. Это в идеале. А на практике обувь нужной полноты найти не так-то просто.

    В удобной обуви пальцы ни в коем случае не упираются в носок обуви. При ходьбе нога «живет», ее размер динамично изменяется. Минимальный размер – как раз в статичном положении, то есть когда обувь примеряют перед покупкой. Поэтому зазор между носком ботинка и пальцами должен быть минимум сантиметр. Детская обувь должна покупаться обязательно с расчетом на вырост.

    Если носок у обуви фигурный, например с резким сужением, то это сужение должно начинаться только после физиологического припуска в один сантиметр. Обувь с узким носком не должна заставлять пальцы изменять свое естественное положение, иначе они могут искривиться.

    Каблук – это возвышение, с которого как бы само собой шагается, которое облегчает перекат. К тому же мышцам ноги на каблуке нужно меньше усилий, чтобы согнуть обувь «в пучках». (Пучком называется то место в ботинке или туфле, которое сгибается, если встать на носки.) Под действием каблука изменяется биомеханика стопы. Мышцы и сухожилия стопы и голени запасают теперь меньше энергии для шага. Как машина на спущенном колесе, поднятая на каблук нога уже не может передвигаться с прежней легкостью. Шаг получается короче, а ноги к вечеру устают. По мнению медиков,

    оптимальная высота каблука – 1/14 от длины стопы. То есть около двух сантиметров для взрослого человека. Каблук выше – не более чем дань моде.

    Какой должна быть подошва? Тонкой? Не обязательно. Подошва хороша тем, что защищает ногу от мелких, колючих неровностей, от ударных нагрузок и холода. Для ходьбы по асфальту подошва должна быть толстой и мягкой, особенно в зимнее время года. Резиновая решетка внутри толстых подошв к тому же отлично амортизирует и распределяет нагрузку по стопе. А тонкая кожаная подошва хороша только для паркета.

    Материал ее может быть самым разным. Но если обувь закрытая, она обязательно должна дышать и обеспечивать тепловлагообмен. А значит, она не должна быть из кожзаменителя. Годится либо натуральная кожа, либо материя.

    Стелька. Это важно. Хорошая стелька – как сэндвич: каркас, амортизирующая пластинка, которая будет контактировать с ногой. Если подошва тонкая, то идеальная стелька через неделю принимает форму стопы и мягко берет ударные нагрузки на себя. Она не разрушается и легко вынимается для проветривания. За один срок службы обуви желательно сменить стельку не меньше одного-двух раз.

    Супинатор – вкладное коррекционное приспособление специальной конфигурации, которое поддерживает продольный и поперечный своды стопы. Супинаторы продаются в ортопедических магазинах, изготавливаются на заказ в ортопедических мастерских. Они помогают тем, у кого «проблемные ноги» и кому трудно ходить, а также спортсменам, чьи ноги испытывают чрезвычайно большие нагрузки. Самый простой супинатор стоит во всех кроссовках.

  • Сожмите кончик большого пальца, затем подушечку
  • большого пальца. Если заметите болезненную точку,

    разотрите ее до исчезновения боли;

  • Плотно захватите большим и указательным пальцами
  • руки ахиллово сухожилие, сдавите его, отпустите;

    повторите 3р. на каждой ноге;

  • быстро потрите верх ступни рукой или, что более
  • удобно, пяткой другой ноги.

  • Если по телу разлилась приятная теплота – цель достигнута.
  • Всего за 60 сек. Вы включили основные системы организма на полные обороты.

    Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

    Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

  • этап.
  • разминание стопы всеми пальцами.
  • активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.
  • этап.
  • граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.
  • катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.
  • надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.
  • с силой надавливание на болевые точки.
  • поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.
  • похлопывание подошвы.
  • катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.
  • Комплекс упражнений, рекомендуемых при

    1. захватывание пальцами стопы мелких предметов.
    2. удержание и выбрасывание мелких предметов.
    3. перекатывание стопой навивного или резинового мяча.
    4. собирание пальцами стоп: платочки, дорожки и т.д.
    5. перекладывание предметов вправо, влево.
    6. подтянуть к себе предмет, передать сидящему рядом.
    7. ходьба по ребристой дорожке.
    8. ходьба по резиновым шипованным коврикам.
    9. перешагивание через гимнастические палки, набивные мячи.
    10. катание стопой гимнастической палки.
    11. ходьба по обручу, канату, веревке.
    12. лазанье по лестнице.
    13. спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.

    И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу. Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

    И.п.- стоя на наружных краях стоп, руки за пояс. Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во внутрь ( «по-медвежьи» ).

    И.п.- стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, направлены пальцами вниз.

    1-2- полуприсед на носках, улыбнуться.,

    И.п.- сидя на пятках, руки в упоре впереди.

    1-2- выпрямляя ноги, упор стоя, согнувшись на носках.

    Игры для профилактики плоскостопия.

    Персональный сайт инструктора по физкультуре Незнамовой Нины Сергеевны

    Четверг, 19.04.2018, 15:17

    Методическая шкатулка

    Консультация для родителей.

    Инструктор по физкультуре

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

    Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

    Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки.

    В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

    Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма. В возрасте 3 — 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы.

    Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.

    Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

    Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь.

    2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.

    3. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.

    Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).

    4. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.

    Для правильного формирования стопы немаловажным является здоровое питание. Важно обеспечивать правильный фосфорно-кальциевый обмен, наличие витамина Д.

    О степени уплощения стопы можно судить по её отпечатку. След ноги должен иметь значительную выемку с внутренней стороны. Чем эта выемка меньше, тем больше уплощение стопы.

    При диагностике плоскостопия у детей нужно учитывать их возрастные особенности. С рождения у ребенка своды стоп заполнены подкожным жиром. К трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид стопы приобретают очертания взрослой стопы. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы.

    Для диагностики возьмите чистый лист бумаги и положите его на пол. Затем намажьте ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставьте его на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте.

    Для проведения занятий по профилактике и коррекции плоскостопия желательно использовать массажные коврики; массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп. (См. Приложение 2)

    Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия,

    которые можно выполнять в домашних условиях.

    Упражнения в ходьбе

    1. Ходьба на пятках.

    2. Ходьба на наружном крае стоп.

    3. Ходьба на носках, на носках с поворотом пяток внутрь

    4. Ходьба с согнутыми пальцами стоп.

    5. Ходьба спиной вперед.

    Упражнения в положении стоя

    1. Стоя, стопы параллельно, руки на поясе: подниматься вместе и попеременно на носки;

    2. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно;

    3. Перекат с пяток на носки и обратно;

    4. Сокращение стоп, сокращение стоп с продвижением вперед;

    5. Сведение и разведение пяток;

    6. Полуприседание и приседание на носках;

    Упражнения в положении сидя на полу

    1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя.

    2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п.

    3. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

    4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

    5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.

    6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. Приподнимание пяток вместе попеременно.

    7. Сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь.

    8. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

    9. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.

    10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.

    11. Захват и удержание мяча (среднего размера) двумя стопами, перекладывание с места на место.

    Упражнения на массажном коврике. (см. приложение 1)

    1. Ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.

    2. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

    3. Перекаты с носков на пятки и обратно.

    4. Приставные пружинящие шаги .

    5. Легкие подскоки, прыжковые упражнения.

    Упражнения сидя на стульчике

    1. Собирание с пола мелких предметов (карандашей) или ткани пальцами ног.

    2. Катание карандашей.

    Комплекс с различными предметами

    1. «Каток» — ребенок катет вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.

    2. «Разбойник» — ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.

    3. «Сборщик» — И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.

    4. «Художник» — И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

    5. «Носильщик» — поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

    Поглаживание, растирание, разминание, вытягивание пальцев, вибрации, пассивные движения и вращения.

    Консультация для родителей «Внимание. Плоскостопие»

    Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

    Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

    Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

    наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);

    ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);

    чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);

    чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;

    паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);

    Чем опасно плоскостопие?

    Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

    Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.

    Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

    Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

    Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!

    Консультация для родителей на тему Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

    Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно поэтому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, — в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

    ДОУ — главный помощник родителей при профилактике проблем осанки и плоскостопия

    В условиях ДОУ профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста должна быть направлена на укрепление и поддержку связочного аппарата, тогда нагрузка будет распределяться равномерно, исключая деформацию ступней ног детей.

    Физические упражнения являются лучшим средством при профилактике плоскостопия, других изменений осанки.

    В детском саду физические упражнения составляются, учитывая необходимость профилактики плоскостопия. Упражнения (бег, приседания, прыжки, ходьба по разным сторонам стопы) помогут укрепить двигательную систему ребенка. Ежедневная утренняя гимнастика, активные упражнения в детском саду — замечательное средство при лечении плоскостопия, его профилактики у детей дошкольного возраста.

    А если у детского сада есть ещё специальное оборудование для занятий с младшими детьми (гимнастическая стенка, обручи, массажные коврики, тренажеры), то это исключит нарушение осанки, плоскостопия при профилактической работе в ДОУ.

    Работники ДОУ должны регулярно проводить собрания родителей, где подробно рассказывать, что такое нарушение осанки ребенка дошкольного возраста, о вреде плоскостопия, способах его профилактики.

    Но не стоит родителям детей перекладывать всю ответственность при профилактике плоскостопия, искривления осанки на специалистов ДОУ, стоит и самим быть активным, проявлять интерес к здоровью своего малыша. Ведь лучше следить за здоровьем, видоизменениями осанки своих детей с малых лет, заниматься профилактикой, чем позже тратить свое время, проводя лечение болезней ножек разной степени сложности.

    Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

    Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

    Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

    У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

    Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

    Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась. Детская обувь должна соответствовать анатомо – физиологическим особенностям стопы ребенка, быть мягкой и легкой, прочной, на гибкой подошве. Необходимо, чтобы она была достаточно свободной, не ограничивала движения пальцев и имела небольшой каблук, так как он предупреждает развитие плоскостопия и предохраняет пятку от ударов. Высота каблука не должна быть больше 1/14 длины стопы.

    Детям не следует покупать обувь с открытой пяткой. Задник должен быть устойчивым и препятствовать скольжению стопы сзади и снаружи, что предупреждает развитие плоскостопия. Детям дошкольного и школьного возраста рекомендуется пользоваться обувью, охватывающей щиколотку, так как ношение более низкой обуви вызывает утомление и приводит к деформации пальцев.

    По степени закрытия стопы различают следующие виды обуви: сапожки, ботинки, полуботинки, туфли, сандалии. При выборе обуви необходимо учитывать не только размер ноги, но и полноту. Для детей выпускается обувь двух полнот. Лучшим материалом для подошвы детской обуви является кожа. Она обладает достаточной прочностью, пластичностью, паро- и воздухопроницаемостью. У детей до 8 лет стопа ежегодно удлиняется в среднем на 11 мм, в связи с чем обувь рекомендуется обновлять каждые 6 месяцев.

    Плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, которое характеризуется уплощением ее сводов. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить.

    Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии) в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться отек стопы, исчезающий за ночь.

    Необходимо следить за тем, чтобы детская обувь всегда была сухой и чистой.

    В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

    • следить за их осанкой;

    • обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;

    • следить, чтобы они не разводили широко носки ног при ходьбе;

    • ежедневно заниматься гимнастикой и спортом;

    • ходить босиком в теплое время года по неровной почве.

    Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно – связочного аппарата стоп и голени. Особенно полезна ходьба на носках и наружных краях стопы.

    Разминка «Веселый зоосад».

    Упражнение «Танцующий верблюд». Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

    Верблюды танцуют ловко.

    2. Упражнение «Жирафы». Ходьба на носках, руки вверх.

    Здесь жирафов кто – то ждет.

    3. Упражнение «Косолапые медведи». Ходьба на внешнем своде стопы, руки на поясе.

    Мишка важно так шагает,

    На бок лапы расставляет.

    Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.

    Пальчики на ножках, как на ладошках, (выкручивание правой рукой левого пальчика и наоборот)

    Я их смело покручу и шагать начну.

    Разведу вперед – назад, и сожму руками. (один пальчик тянут руками на себя, другой – от себя)

    Здравствуйте, пальчики! Гномики лесные,

    Здравствуйте, пальчики, игрушки заводные. (сжимание ладонями пальцев ног)

    Выполняется руками сначала самомассаж на одной ноге, затем на другой.