Группа здоровья при плоскостопии

Группа здоровья при плоскостопии

Подскажите, если диагноз подтверждается, какую обувь лучше носить, упражнения делать, ваши рекомендации.

Заранее благодарна за Ваши ответы

Во-первых: диагноз плоскостопие ставится у детей после 4х лет. До этого времени уплощение свода является физиологическим. Вполне вероятно, что по достижению указанного возраста свод стопы окончательно сформируется правильно.

2. Группа здоровья — не должна Вас так волновать. Врачи ставят третью (из пяти) — пускай. Зачем Вам это? Хотя я не вижу данных за 3, скорее 1-2.

С точки зрения физических нагрузок для Вас важнее группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная и специальная. В основной — дети в полном объёме занимаются физкультуре и сдают зачёты, в подготовительной тоже, но зачеты пока не сдают, или не все. В специальной (куда вряд ли отнесут Вашего малыша) дети занимаются с отдельными преподавателями специальной, лечебной физкультурой, показанной конкретному ребенку. Вот о группе здоровья и спросите у врачей.

Повторюсь, рано говорить о плоскостопии, и нет оснований ограничивать ребенка в физических нагрузках (или Вы их еще не описали)

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Группа здоровья 3, общие рекомендации

Группа здоровья – это совокупная оценка здоровья и развития ребенка, которая учитывает факторы риска, имевшие влиянье на него в прошлом, оказывающие влияние в настоящем и определяющие прогнозы на будущее. Группа здоровья устанавливается участковым врачом-педиатором на основании шести основных критериев. Критерии определяют вероятность наследственных заболеваний, физическое и нервно-психическое развитие ребенка, сопротивляемость организма, работу внутренних органов и систем, наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

В результате медицинского осмотра детей по состоянию здоровья причисляют к 5 группам.

Дети здоровые по всем основным оценочным критериям, а также, дети, имеющие единичные морфологические отклонения, которые не влияют на состояние здоровья ребенка.

Дети здоровые, но предрасположенные к хроническим заболеваниям, а также с наличием функциональных и некоторых морфологических отклонений, со сниженной сопротивляемостью к острым хроническим заболеваниям.

А) – это здоровые дети, но с отягощенной наследственностью либо имеет место быть тяжелая беременность или осложненные роды.

Б) – это часто болеющие дети, с некоторыми функциональными отклонениями и риском развития хронических болезней.

2 группа здоровья – это дети, требующие внимания со стороны врача и родителей. Необходимо установить для ребенка определенный уровень и интенсивность физических нагрузок, т.к. это не больные дети.

К данной группе относят детей с наличием хронических заболеваний или врожденной патологией в состоянии компенсации, т.е. с нечастыми обострениями, без выраженного ухудшения общего самочувствия. Такие дети имеют несколько пониженную сопротивляемость организма. К болезням, при наличии которых присваивают третью группу здоровья, причисляют хронический бронхит, хронический гастрит, пиелонефрит, ожирение, анемия, аденоиды, заикание, хронический дуоденит, ДЖВП и плоскостопие.

Группа здоровья 3 (рекомендации)

По истечению сроков диспансерного наблюдения и длительного отсутствия обострений болезни, ребенка третьей группы здоровья переводят во вторую. Такого ребенка считают здоровым с пометкой о наличие болезни в прошлом. Например, дети с анемией вылечиваются и имеют стабильный уровень гемоглобина. Дети с третьей группой здоровья обычно посещают специальную группу по гимнастике или лечебной физкультуре. К примеру, детям, страдающим ожирением, рекомендуется ходьба, плавание, умеренный бег, а детям с плоскостопием, упражнения для стопы и ходьба по гимнастической палке.

Это дети с врожденными пороками развития в стадии субкомпенсации, c хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями, но без значительного нарушения самочувствия.

Дети, имеющие тяжелые хронические заболевания в стадии декомпенсации либо тяжелые физические недостатки. К этой группе относят детей-инвалидов.

Здравствуйте, у ребенка плоскостопие 1 и 2 степени . Какая группа здоровья присваивается в военкомате и куда можно поступить в в военное училище ?

Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 30.03.2017) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» приводит

В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе:

А — годен к военной службе;

Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В — ограниченно годен к военной службе;

Г — временно не годен к военной службе;

Д — не годен к военной службе.

Группа «А» предполагает серьезное нарушение функций, вызванное плоскостопием. В этом случае наблюдается необратимое, явно выраженное искривление стопы, которое не позволяет носить армейскую обувь. Призывник получает категорию годности «Д» и считается непригодным к службе.

Группа «Б» подразумевает среднее нарушение функций в организме при плоскостопии. Призывнику присваивается категория «В» – ограниченно годен. Ему выдают военный билет и могут призвать только на случай войны.

Группа «В» предусматривает незначительные нарушения функций стопы, которые сопровождаются умеренной болью. Такие изменения позволяют носить обувь военного образца, приспособив ее определенным образом. Призывнику в этом случае присваивают ту же категорию годности «В». Он будет призван только в военное время.

Группа «Г» характеризуется наличием данных о плоскостопии, но без нарушения функции. В том случае призывнику присваивается категория годности «Б-3». Его возьмут на службу в вооруженных силах. При этом могут действовать ограничения для некоторых групп войск.

Не менее важным является вопрос: возьмут ли в военное училище с плоскостопием? Для многих парней военная служба – мечта из детства, но иногда состояние здоровья не позволяет служить в армии. Если плоскостопие не тяжелой степени, то возможна учеба в военном училище.

Если у абитуриента имеется плоскостопие 2 степени, это не является помехой для поступления в военное училище. По закону такой диагноз не препятствует зачислению.

Если же заболевание усугубляется деформирующим остеоартрозом 2 степени, то в военное училище абитуриента не возьмут однозначно.

Тоже касается и понижения свода стопы З степени. Плоскостопие и физические нагрузки несовместимы.

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Группы здоровья детей и их характеристика

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  • Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  • Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  • Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  • Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  • Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.
  • Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

    Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

    Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

    Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

    Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

    Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

    Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

    Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

    Распределение детей по группам здоровья

    Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.

    Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

    Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

    Методические рекомендации для разных групп здоровья

    В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

    Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

    Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

    Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.

    Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

    Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

    Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.

    Группы здоровья у детей.

    Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

    Группы здоровья — эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

    Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

    — уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);

    — соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);

    — степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).

    На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

    IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

    При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

    — в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,

    — в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);

    — в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;

    — в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

    Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?

    Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

    Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

    Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.

    При мед.осмотре перед детским садом у хирурга был поставлен диагноз плоскостопие. Причем какое — не указано. Помогите разобраться. Фото ножек на ссылках:

    Во-вторых: фото непоказательно, смотреть свод надо снизу-сбоку, да у вообще — сложно сделать фото, на котором видно плоскостопие. На последнем Вашем фото только немного угадывается уплощение свода. Если уж оценивать свод — то по плантограмме. (прикреплена к посту внизу). Но и она рассчитана на детей старше 4х лет. По той же причине.

    В-третьих: плоскостопие — это болезнь, и она имеет свои симптомы. Боли при ходьбе, особенно к вечеру, которые проходят/уменьшается после отдыха, Боли локализуются в стопе, иногда распространяются на икроножную мышцу. Ребенок ваш имеет эти симптомы?

    Считаю, что такой диагноз преждевременен.

    Комментарии к сообщению:

    Только помните: форум — не замена очному врачу, а лечение по интернету — чревато смертью от опечатки.

    С уважением, Сергей Александрович.

    [ Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ]

    Повторюсь ребенок очень активный. На месте практически не сидит, постоянно в каком-то движении. Если бы его беспокоила боль в ножках, он бы так не носился. Да и жалоб не слышала особых. Но проблемы при выборе обуви все-таки есть. Так как ножка достаточно широкая и высокий подъем, очень сложно подобрать обувь, которая ему бы подходила.

    А по поводу группы здоровья. Я, честно уже не удивляюсь, к моему большому сожалению, что наши врачи местные могут сделать ошибку, поэтому решила с Вами проконсультироваться в надежде получить более компетентный ответ. Что и говорить, если они в этой мед. карте неверно написали мое имя, вернее написали вообще другое имя и фамилию (не смогли даже переписать со свидетельства о рождение), ребенка педиатр не осмотрела вообще, по моей просьбе записала вес и рост ребенка и где возможно указан диагноз ангеодисплазия сосудов левой конечности, хотя я передала документ с центра дерматологии с другим диагнозом — сосудистый невус. Такое ощущение, что люди просто приходят отсидеть свои часы, необходимые для работы, получить деньги, а что там они наработали, а что за их работой стоят судьбы, здоровье детей — вообще даже не задумываются.

    Поэтому хочу выразить большую благодарность всем врачам, работающим на этом сайте. Спасибо вам огромное. 1

    Упражнения при поперечном плоскостопии: методики выполнения

    Рассматривая такое состояние, как плоскостопие, стоит отметить, что среди всех вариантов и методик лечения именно занятия лечебной физкультурой позволяют ускорить процесс выздоровления и облегчить самочувствие пациента. Так как у взрослых людей процесс деформации структуры стопы в большей мере является процессом необратимым, то и прием медикаментов не вернет былое здоровье. Поэтому разработаны упражнения при поперечном плоскостопии и продольном.

    На вершине терапии стоят именно массаж, гимнастика и физиотерапия. Конечно, можно обратиться к хирургу, который постарается восстановить анатомические свойства стопы, но процедура эта опасная, на долгое время делает человека неработоспособным и нередко приводит к осложнениям.

    Кстати, стоит отметить, что даже после выполнения операции нужно будет пройти курс реабилитации, при которой гимнастика является обязательной процедурой. Вот и поговорим о распространенных видах лечебной физкультуры и упражнениях с тренажерами.

    Особенности поперечного плоскостопия

    Как известно из анатомии, стопа человека состоит из небольших костей, соединенных между собой группой мышц и связок. Все вместе они образуют своды стопы – поперечный и продольный, которые позволяют перераспределять нагрузку и предотвращать травмирование. При ходьбе у стопы есть свойство амортизации, поэтому человек, делая шаг, не испытывает дискомфорт, а также нормальное состояние сводов стопы позволяет избежать быстрого переутомления и появления боли в ногах.

    Если взять и посмотреть на стопу снизу, то можно увидеть, что она не полностью соприкасается с землей. Это происходит благодаря сводам. При патологическом влиянии происходит деформация и если уплощается поперечный свод стопы, то наблюдается уплощение в области переднего отдела стоп. Нагрузка распределяется неравномерно и увеличивается в области крайних плюсневых костей.

    Поперечное плоскостопие приводит к веерообразному расхождению плюсневых костей и отклонению большого пальца в сторону, также другие пальцы становятся молоткообразной формы. Эти особенности позволяют провести диагностику и отличить патологию от продольного плоскостопия. Поперечное плоскостопие встречается намного чаще, страдают им в основном женщины после 30-35 лет, а чтобы понять такую зависимость, разберем причины.

    Появляется патология под действием нескольких факторов. В первую очередь виновата физическая нагрузка.

    Страдают работники профессий, которым приходится много ходить или стоять, люди с ожирением или гиподинамией.

    Женщины, нося высокие каблуки, или мужчины, отдающие предпочтение неудобной обуви, повышают риск возникновения у себя плоскостопия. А также страдают люди, получившие травмы ног, имеющие патологии эндокринной системы, и спортсмены. Привести к деформации стоп в редких случаях могут инфекции, аутоиммунные процессы, врожденные патологии аппарата мышц.

    Всего выделяют три степени плоскостопия, и чем дольше не лечить патологию, тем активнее проявляются симптомы. У человека возникает чувство боли после нагрузки на ноги, образуются на подошве мозоли, натоптыши. Можно обратить внимание на обувь, которая становится неудобной и быстрее изнашивается с внутренней стороны. С прогрессированием заболевания преобладает быстрая усталость, возникновение судорог и отеков в нижней части ноги.

    Если начать своевременное лечение, то можно остановить прогрессирование. Лечение с помощью ЛФК позволит укрепить мышцы ног, улучшить их подвижность и выносливость.

    Рассмотрим базовые упражнения, применяемые в любом возрасте и не требующие больших усилий. Гимнастика хорошо помогает в начальных стадиях патологии и после проведенной операции.

    Первая группа упражнений выполняется лежа на спине, ноги слегка расставлены, и после каждого приема нужно 5-10 секунд отдохнуть

    Нужно тянуть носки на себя, делая движения двумя ногами. Корпус тела при этом не шевелится. В момент максимального притягивания стопы требуется повернуть их внутрь, друг к другу, чтобы они соприкоснулись.

    Пятки ног отрываются одновременно от пола, после чего опускаются. Вначале нужно поднимать стопы поочередно, после 10 раз попробовать поднять стопы одновременно.

    Для этого приема нужно согнуть ноги в коленях, развести бедра, но стопы ног соприкасаются. Необходимо отводить носки стоп, после чего прижимать их друг к другу и проделать такую же манипуляцию с пятками. Делается упражнение быстро, совершая хлопкообразные движения.

    Упражнение-самомассаж. Исходное положение, как в упражнении №3, только нужно пытаться подошвой тереться о левую голень по 20-30 секунд, после чего положение ног меняется.

    Каждое упражнения выполняется по 7-10 раз, кроме №4. Вторая группа приемов делается в сидячем положении на стуле, ноги при этом согнуты в коленях, а стопы слегка разведены:

    По очереди необходимо приподнимать область пяток вверх по 10 раз, после чего пятки поднимаются одновременно также по 10 раз.

    В таком же положении, как при приеме №1, только приподнимать нужно носки, пятки при этом остаются на месте.

    Прием, сочетающий технику упражнения №1 и 2. При отрывании от пола пятки левой ноги отрывается от пола носок правой ноги и после возвращения в исходное положение упражнение делается наоборот.

    Такой прием позволяет стимулировать работу всех мышц, расположенных на стопе, и если ощущается небольшая болезненность, то ничего страшного в этом нет.

    Необходимо расположить голень левой ноги на область правого колена и совершать левой стопой движения по кругу, вначале по часовой стрелке на протяжении 20-30 секунд, после чего против часовой стрелки. Далее положение ног меняется.

    Сидя на стуле совершаются гусеницеобразные движения, то есть пальцы поджимаются, а пятка подтягивается. Нужно выполнять такие шажки максимально вперед и назад, не вставая со стула. Выполнять прием можно как вместе двумя ногами, так и поочередно.

    Приемы делаются по 10-15 раз или на протяжении 30 секунд. После выполнения всех приемов можно дополнить занятия захватами пальцев мелких предметов, разбросанных вокруг ног. Это улучшает моторику и массажирует стопы. Подняв пальцами предмет, нужно переложить его на другой участок.

    Третий лечебный комплекс выполняется в стоячем положении, при этом ноги находятся на ширине плеч:

  • Нужно приподнимать вначале носки ног и опускаться на пол, после чего приподнимать пятки. Делается упражнение поочередно – один раз носки, один раз пятки, по 10 раз.
  • Следует стараться опираться вначале только на наружный край стопы, после чего на внутренний, также поочередно, как в приеме №1, по 10-15 раз.
  • В зависимости от возраста и состояния здоровья требуется совершать либо приседания, либо полуприседания, расставляя руки при этом в стороны. Выполняется по 7-10 раз.
  • Стоит помнить, чтобы избавиться от плоскостопия, нужно уметь правильно ходить. Обувь должна быть удобная, с супинатором. Желательно приобрести ортопедические стельки. Женщинам придется ограничить себя в ходьбе на каблуках выше 5 сантиметров.

    Комплекс ЛФК можно выполнять ежедневно или через день на протяжении месяца, после чего сделать перерыв и проконсультироваться с врачом об успехах лечения поперечного плоскостопия.

    Рекомендовано дополнить занятия ходьбой на носочках, на наружных краях стопы, с полусогнутыми коленями и приподнятыми пятками. Также полезно ходить, высоко поднимая колени, опускаясь или поднимаясь на наклоне. При поперечном плоскостопии не назначаются упражнения с отведениями пальцев в стороны, чтобы не усугубить состояние.

    Гимнастика с предметами

    Эффективно лечить плоскостопие упражнениями с различными предметами. Так, первый прием выполняется с помощь круглого предмета по типу скалки или гимнастической палки. Нужно сесть на стул, раздвинуть стопы на ширине плеч и расположить предмет у пальцев, наступив на него. Необходимо отводить стопы вперед и назад, как бы катая предмет. При этом скалка или палка должны перемещаться по стопе от пальцев до пятки и назад. Выполняют прием по 30-40 секунд.

    От упражнений с посторонними предметами усиливается лечебное действие благодаря давлению и стимуляции тканей мышц ног. Получается эффект самомассажа. Если выставлен диагноз «плоскостопие», то можно приобрести массажные шарики, которые нужно катать вперед-назад, по кругу, находясь в положении сидя на стуле. Повторяются манипуляции до появления ощущения усталости, делаются ежедневно или через день.

    Полезно выполнять гимнастику на массажере для ног, который можно приобрести не только для лечения, но и для профилактики. Особенно если у человека работа связана с нахождением на ногах. Установив массажер на полу, нужно сесть на стул, поставить на приспособление стопы ног и совершать движения-перекаты с носка на пятку. Таких перекатов нужно выполнить от 10 до 20 раз.

    В положении сидя на полу выполняется такая гимнастика:

    1. Берется небольшой мяч, расположенный между ступнями ног, и совершаются его приподнимания от пола. Делать эти движения нужно не менее 20 раз.
    2. Берется коврик из мягкого материала и в положении сидя приподнимается с помощью пальцев ног. Совершается 10-15 подъемов.
    3. Интересное упражнение делается с помощью карандаша, который зажимается между пальцев. Нужно пытаться нарисовать пальцами ног картинку на листе бумаги. Помогать руками нельзя.
    4. Если есть возможность, то нужно наступить на брусок пальцами. Брусок должен быть высотой не больше 15 сантиметров и так зафиксирован, чтобы человек не упал. Нужно приподнимать пальцы вверх, пятки при этом не касаются ни бруска, ни пола. Выполняется упражнение до 10-15 раз. Для подстраховки можно придерживаться руками.

      В целом создано множество методик лечения, но физкультура считается не дополнением, а основным методом лечения плоскостопия. Если нет возможности ходить на массаж, то дополнительно в комплексе с гимнастикой нужно делать самомассаж, затрагивая стопы, голеностопы, икры ног. Так, уделяя по 10-15 минут в день для массажа и упражнений, можно сказать, что лечение плоскостопия будет эффективным.